Всё это – волшебство и талант!

Недавно пришлось быть свидетелем того, как восприняла картины Дмитрия Змановского одна из посетительниц передвижной выставки его творчества, размещённой в нашей Леушинской модельной библиотеке.

Сначала ей в глаза бросился портрет молодого мастера, но он не впечатлил посетительницу. И тут её взгляд упал на картины художника, где была изображена природа. Её восклицание и краткий комментарий сказали о многом: «О-о-о! Это что? Фотографии? Или это работы художника? Как здорово! Ничего лишнего! Каждая деталь прописана».

Эта передвижная экспозиция работ нашего земляка, путешествующая по району из одного населённого пункта в другой, подготовлена работниками районного музея имени Н. С. Цехновой. Она впечатляет не только выдающимися работами Дмитрия Михайловича, но и материалами, которые сопровождают её.

Оказывается, почти вся жизнь мастера связана с нашим краем. Он не мог не стать художником. Как отмечают устроители выставки, что «стать художником было заложено в нём генетически: его дед, Пётр Григорьевич Змановский, был основателем деревни Скрипуново, родового места будущего художника и, можно сказать, её «архитектором». А художественный глаз здесь нужен верный! Его не зря называли «богомазом». Отец творца, Михаил Петрович, ради личного увлечения оформлял все пособия в кооперации, где работал бухгалтером, писал картины из жизни охотников, ханты и манси, рисовал тушью, пером, акварельными красками. Дмитрий Михайлович высоко ценил это увлечение отца и считал, что если бы не война, и отец не погиб бы на фронте, то он мог бы стать профессиональным художником. Именно отец разглядел в своём сыне талант живописца, и по его заказу и настоянию десятилетний Дима на клеёнке (!) размером 1,5 на 2 м нарисовал маслом свою первую картину «Южный берег Крыма». А потом много лет висела эта картина в родительском доме вместо ковра.

Лично для меня Дмитрий Змановский начался с выставки, когда нам предложили посмотреть фильм о творчестве этого замечательного человека. Меня покорили прежде всего его полотна о деревьях. А особенно одно, под названием «Испытание. Старая верба на Орловой гриве», написанное в 1971 году. Здесь изображена старая верба, вся искорёженная ветром и природными катаклизмами, с трудом и силой удерживающая в недрах земли свои корни. Какая-то неведомая страшная сила вытягивает её вместе с корнями из земли. За что такое тяжкое испытание выпало ей? Она села на колени, чтобы быть ближе к земле, чтобы последние силы не покинули её. Как спокойны эти согнутые колени! Но взгляните выше. Её ствол, ветки и то, что можно назвать лицом – всё это напоминает страдальца. Сухие сучья-руки, от горя и страданий раздвоившиеся, подняты в небо, как бы прося помощи, а, может, и пощады. Мелкие истончённые сухие сучья на голове – волосы – вздыблены. Ничего не видно на её лице, кроме огромного раскрытого рта, из которого вырывается протяжный и страшный крик, и вылез огромный толстый сук, похожий на голову змеи со смертельным жалом. Ещё мгновение – и жало змеи, которая примостилась внутри вербы, вопьётся в неё. От этого и такой страдающий ствол, и вылезшие из земли корни-ноги, и страдальческие руки-ветки… Вся фигура этой старой вербы говорит о каком-то испытании, которое вдруг выпало на её долю. И уже трудно определиться, что перед тобой: дерево или женщина? Всё это в один миг почему-то напомнило мне русскую женщину в минуту получения похоронки.

Мне захотелось узнать: образ такого дерева случайный или нет? Из разных источников, представленных на выставке, я узнала, что сам художник признавался в том, что «…деревья, как люди, все разные, и у каждого дерева свой силуэт, своё выражение даже». Змановский всматривался в мелкие детали, из этого рождались необыкновенные, врезающиеся в память и душу образы деревьев-людей. Это философские картины, но даже при том определяющим жанром мастера оставался пейзаж. Неслучайно Дмитрия Змановского называют королём красоты природы кондинского края.

В каждое пейзажное полотно творец вкладывал и пламенное сердце, и душу. И рождались образы, которые он сумел увидеть в обычных пейзажах, стихии замысловатых по форме деревьев, показывающих их характер и характер человека. И всё это, на мой взгляд, и волшебство, и талант одновременно!

Хочу отметить, что наследие Дмитрия Михайловича впечатляет. Только в фондах Кондинского районного краеведческого музея хранятся 202 работы, приобретённые у него и подаренные им же. Он – участник 613 персональных выставок, работы экспонировались на 15 выставках разного уровня: районных, окружных, областных, Всесоюзных, на выставке ВДНХ в Москве.

Многие его полотна находятся в картинной галерее Тюмени, в областном краеведческом музее и межсоюзном Доме самодеятельного творчества, в окружном Доме народного творчества, в музее «Торум-Маа» и государственном музее Природы и Человека, в окружном краеведческом музее г. Салехарда. Кроме этих организаций картины Дмитрия Змановского расположены во многих учреждениях пгт Кондинское и в частных коллекциях.

В 2011 году Дмитрию Михайловичу Змановскому присвоено Звание «Заслуженный деятель ХМАО – Югры». И это вполне заслуженно. Его творчество понимаемо, привлекаемо и нравится людям разного возраста. Надо только захотеть увидеть красоту его творчества и всмотреться в то, что он хотел до нас донести.

Спасибо районному краеведческому музею имени Н. С. Цехновой за это великое дело – передвижную выставку работ Дмитрия Змановского, которая наполняет души и сердце её посетителей радостью, красотой и знаниями!

 

Надежда НАБАТОВА, с. Леуши

10.02.2023