«Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

В начале ноября 1987 года, одной из улиц пгт Кондинское было присвоено имя Степана Фёдоровича Пуртова

Как говорится, невероятно, но факт… Совершенно неожиданно выяснилось, что многие жители Кондинского района, в том числе и сами кондинцы, считают, что улица Пуртова в пгт Кондинское названа в честь одного из первых медицинских работников края Алексея Фёдоровича Пуртова. Но это не совсем так…

Наш земляк Степан Фёдорович Пуртов жил в селе Нахрачи более ста лет назад и не совершил, на первый взгляд, ничего героического. Просто он не хотел жить в нищете, боролся с несправедливостью во имя благополучия односельчан.

Участник становления советской власти на Конде Степан Пуртов трагически погиб в 1921 году. На фотографии – с женой

 

В феврале 1917 года в городе Петрограде (сейчас – Санкт-Петербург) произошла революция. Царь Николай II отрёкся от престола. Власть в городе и во всей России перешла в руки Временного правительства. Население страны ждало перемен к лучшему. Но всё оставалось по-прежнему. Улучшений никаких не предвиделось: народ жил в нищете, война продолжалась. Казалось, что конца не будет мучениям в России.

Сиротливо чувствовали себя оставшиеся в деревнях семьи солдат, с нетерпением ожидали они их возвращения с фронта. К реформам Временного правительства относились недоверчиво и настороженно. А когда сомневались в правильности предписаний, принимать решения отказывались. Так, на предложение избрать новую власть из числа уважаемых людей нахрачинцы в составе 240 человек единогласно постановили: «Всякие образования властей по Кондинскому краю отложить до возвращения товарищей солдат с фронта, дабы не допустить возврата прошлого».

В 1918–1920 гг. в с. Нахрачи возвращаются солдаты-фронтовики, среди них – Степан Пуртов. Именно он и его товарищи возглавили борьбу за установление советской власти на Конде. Но в этот период создать истинно народную власть не удалось. В нашем краю свирепствовали отряды адмирала Колчака. Они жестоко расправлялись не только с коммунистами, но и с теми, кто просто им сочувствовал. Местный купец Иван Попов, люто ненавидевший коммунистов, написал в Тобольск донос, в котором предупредил о том, что в селе Нахрачи зреет восстание против колчаковской власти. В село были направлены каратели, им удалось арестовать 10 человек, в том числе и Степана Пуртова. Всех их препроводили в Тобольскую каторжную тюрьму. Однако «за отсутствием улик, что они большевики» все 10 человек были освобождены и вернулись на Конду. Здесь Степан Пуртов с товарищами продолжили свою опасную работу по подготовке к восстанию. А купец Попов никак не унимался и продолжал строчить доносы, требуя отправки нового отряда карателей.

 

Копия справки Тобольского краеведческого музея Петру Пуртову

 

Осенью 1919 года всё трудоспособное население Нахрачей выезжает в тайгу на ягодный промысел. Ягоды в рационе нахрачинцев всегда играли большую роль, и их сбор являлся делом общественным. В это время пронёсся слух, что к селу на пароходах едет какой-то поручик Турков с солдатами, чтобы расправиться с большевиками. Степан Пуртов с семьёй вынужден был скрываться в тайге. Впоследствии Пётр Степанович Пуртов, сын нашего героя, так описывал эти события: «Мы жили в шалашах до глубокой осени, питались рыбой, грибами, ягодой. Мне сейчас даже трудно вспоминать, что пришлось пережить. Было голодно и холодно. Бывало, проснёшься ночью от холода и садишься греться к костру».

Вскоре Пуртовых известили о том, что опасность миновала и им можно вернуться домой. Там их ждала новость: части Красной Армии освободили Тобольский Север от колчаковцев. Степан Фёдорович Пуртов, несмотря на инвалидность, пошёл в Красную Армию добровольцем. Служил он в Тобольске, там и вступил в ряды Российской коммунистической партии (большевиков). Осенью 1920 года после демобилизации Степан Фёдорович возвращается в Нахрачи, где становится председателем местной партийной организации.

Очень трудно было работать Степану Фёдоровичу на первых порах. Ведь приходилось вести не только партийную работу, но и заниматься хозяйственными проблемами. А время было тяжёлое – не было ничего: ни мыла, ни керосина, ни ткани. К тому же очень трудная обстановка сложилась в образовании (не хватало учителей) и здравоохранении (отсутствовали медикаменты). Но не это страшило Степана Фёдоровича, он опасался своей малограмотности – с трудом писал и читал.

Нарождавшееся строительство новой жизни было прервано событиями 1921-го. В этот год произошло крестьянское восстание, охватившее почти всю Западную Сибирь. Основной его причиной стало недовольство продразвёрсткой. Что же случилось? Дело в том, что в это время во многих районах России бушевал голод. От этой напасти вымирали целые деревни. Чтобы спасти голодающих, власти приняли решение изымать у крестьян излишки продовольствия. Многим это не понравилось, и они взялись за оружие, подняли восстание против советской власти.

Нахрачинские коммунисты стали готовиться к отпору: собирали оружие, готовили документы к уничтожению. Но одного они не могли учесть: восставшие продвигались слишком быстро и вскоре появились на Конде. Начались аресты, всех задержанных отправляли в Тобольск. Не избежал такой участи и Степан Фёдорович Пуртов. Перед отправкой в тюрьму он успел передать родным весточку: «Я знаю, что к вам больше не вернусь, они меня убьют, но наши придут, советская власть была и будет. Другие меня заменят». 21 марта 1921 года в Тобольской каторжной тюрьме были зверски замучены Степан Пуртов, Дмитрий Зольников, Андрей Носов, Павел Мокров. По неточным данным, от рук восставших погибло около 40 человек.

Перед тем, как убить Пуртова и его товарищей, их подвергли нечеловеческим пыткам: им выкалывали глаза, вспарывали животы, дробили пальцы рук. В частности, у самого Степана Фёдоровича, по словам Петра Пуртова, были выколоты глаза, отрублена кисть правой руки, на лбу имелась большая сквозная огнестрельная рана (видимо, стреляли в упор).

Все погибшие были похоронены в братской могиле в г. Тобольске. После разгрома мятежников и восстановления советской власти минуло более 100 лет. Уже давно нет самой советской власти, бандитов теперь называют борцами за справедливость, деятельность Степана Пуртова и его товарищей многие сейчас считают напрасной. Но, как бы там ни было, память о таких людях продолжает жить среди кондинцев.

В начале ноября 1987 года, накануне 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции одной из улиц пгт Кондинское было присвоено имя Степана Фёдоровича Пуртова.

 

Владимир БОБРОВ, районный краеведческий музей имени Н. С. Цехновой, пгт Кондинское

07.12.2022 г.