27.01.2024
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это одна из самых значимых дат в истории России. Блокада – та часть, к которой трудно прикасаться. Тяготы и лишения испытывала в годы Великой Отечественной войны вся страна, но на долю ленинградцев выпала особая участь. 872 голодных дня… По разным подсчётам, от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек погибло, абсолютное большинство – от голода.
Ленинград имел огромное значение для СССР, как самый крупный порт на Балтийском море и важнейший транспортный узел. Ведь через него шли пути в Москву и другие ключевые города государства. Контроль над Ленинградом открывал нацистской Германии дорогу к полному господству на северо-западе СССР. В самом городе располагались важнейшие объекты советской промышленности и военного производства. Это гигантские заводы, выпускавшие самолёты, танки, артиллерийские орудия, боеприпасы для фронта. А ещё – основные базы Балтийского флота. Между тем, захват Ленинграда возымел бы и пропагандистский эффект, ведь город считался «колыбелью» Октябрьской революции, одним из символов советской идеологии. Потому захват его вызвал бы панику и деморализовал советских граждан.
Но на подступах к Ленинграду нацистской нечисти обломали зубы, и сходу взять город не удалось. Тогда Гитлер отдал приказ отрезать все пути снабжения в город. Целью стало планомерное уничтожение населения через голод и бомбардировки.
Детей из Ленинграда увозили первыми. В архивах есть точная цифра – данные ленинградской эвакуационной комиссии: с 29 июня 1941 года по 1 апреля 1943-го из Ленинграда вывезли 414146 несовершеннолетних. Эшелоны направлялись вглубь страны. Но до безопасных уголков добирались не все. Без родителей, голодные, напуганные ленинградские дети… Их разбросало по большим городам и маленьким поселкам Центральной России, Сибири, Кавказа и Средней Азии.
В Югру везли детей третьей волны эвакуации. Здесь для них организовали 10 детдомов в Сургутском, Микояновском (Октябрьском), Самаровском и Кондинском районах округа. В годы Великой Отечественной войны в Ягодном и Лиственичном были открыты детдома для детишек блокадного Ленинграда. Как писала директор школы, уважаемый педагог Парасковья Сидорова в своих воспоминаниях «Боль блокадного Ленинграда», жители посёлка были заранее оповещены о том, что к ним везут ребят. И многие собрались на берегу, встречая пароход «Москва». «Никогда не забыть тот августовский день 1942 года, когда к пристани причалил пароход «Москва», – пишет Парасковья Ефимовна. – На нём плыли лишённые счастливого детства, изможденные голодом, ужасом войны дети Ленинграда. Мы смотрели на них глазами, полными слёз, еле сдерживая рыдания. Как будто в один миг всё людское горе выплеснулось на берег Конды. Кто-то из них, протягивая ручонки, звал маму, кто-то искал отца, сестрёнку…»
Первой вышла на палубу воспитатель детского дома. Люди, надо сказать, пришли не с пустыми руками – несли к причалу молоко, яйца, хлеб. Когда дети сошли на берег, перед глазами очевидцев предстали измождённые, худые ребятишки.
По воспоминаниям Парасковьи Сидоровой, детский дом разместился в помещении ягодинской школы, а учебный год был начат в нескольких отдельных домах, арендованных под школу: «Тепло, внимание, доброта и забота местных жителей и учителей отогрели души ребятишек. К ним возвратились здоровье и радость».
Отдельно стоит подчеркнуть: если жителям посёлка Кондинское разрешили брать детей под опеку, то ягодинцам – нет. Потому что местные считались «ссыльными», а, следуя логике советских властей, «неблагонадёжными». Но женщины есть женщины. По ночам они подкармливали ребятишек, принося к крыльцу школы крынку молока или краюшку хлеба.
Спустя время дети блокадного Ленинграда стали учиться вместе с местными. Вот, что вспоминает о том времени очевидица Клара Голошубина:
– С 5 по 7-й класс я училась в ягодинской школе. Помню всех своих одноклассников поимённо: Октябрина Фирсова, Володя Барышев… Пятеро их с нами училось. Отношения с ними были дружелюбными, играли вместе, гуляли. Попала как-то раз в здание, где они жили. Что запомнилось, так это большое пианино, которое я никогда в жизни раньше не видела! В комнатах – идеальный порядок, и цветные карандаши у каждого! Тогда это считалось чем-то роскошным.
В школьной ограде, по воспоминаниям Клары Васильевны, располагалась баня, в которую детей водили один раз в неделю. Всем были обеспечены, ни в чём особо не нуждались.
– В Ягодном ребята прожили до 1951 года. Видимо, возникали трудности с поиском родителей. Потом, конечно, все разъехались, Ваня Прокопов лишь остался здесь, – сказала Клара Голошубина.
– Все 150 детей, которых привезли в Ягодный, остались живы, – рассказал руководитель школьного музея «Кладезь» Владимир Карагаев. – В музее, как память, хранятся их письма, рисунки, дневники.
Намного позже, в 1980 году, филолог Алла Капран начала поиск детей блокадного Ленинграда. Она кинула клич на ленинградское телевидение. И дети откликнулись. В 1984 году поисковый отряд пригласили на встречу в Ленинград. В школьном музее имеются письма и фотографии того времени. После развала Советского Союза переписка, к сожалению, прекратилась. Потому что кто-то из детей блокадного Ленинграда жил в Финляндии, кто-то в Прибалтике. Разбросала их жизнь.
После освобождения города из фашистских тисков детей начали постепенно возвращать на родину. В 1945 году большая часть юных ленинградцев покинула округ. Но у истории – свои повороты. И многие блокадники впоследствии стали жителями Югры.
Сергей УЛЫБИН