Жила одна деревня

21.12.2023

Река Конда – приток Иртыша. Её длина – более тысячи километров. Здесь много густых хвойных лесов, которые называют «кондовыми», то есть крепкими, плотными. Отсюда и название реки – Конда.

На её берегах издавна живёт народ манси. Местные жители всегда занимались охотой, рыбалкой, сбором дикоросов. Сохранилось множество названий мест, где проживали таёжные охотники: Карым, Шугур, Левдым, Евра, Сатыга, Юмас, Урай и другие. Некоторые из населённых пунктов постепенно исчезают.

Русские на берегах Конды появились позднее. Они осваивали новые земли, строили жильё, занимались огородничеством, разводили скот. В устье небольшой речки, впадавшей в Конду, возникла деревня с поэтическим названием Ёлушкина. Её окружали густые хвойные леса: ели, пихты, кедры, сосны, лиственницы. Место было живописным, удобным. Здесь всё – под боком. Можно было охотиться, рыбачить, в бору собирать бруснику, грибы, бить кедровую шишку, на болотах в больших количествах по осени и весной жители брали клюкву.

Жившую в устье речки семью манси стали называть Ёлушкиными. Её потомки до сих пор носят эту фамилию. С ними рядом поселились русские семьи Куреневых, Богдановых, Истоминых, Рыбиных, Першиных, которые здесь освоились, выстроили дома, завели скотину, возделывали огороды, занимаясь и другими делами по хозяйству. В 1930-е был создан колхоз, один из первых в Кондинском районе, появились звероферма, рыбозавод, открылись начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт. В прежнем здании часовни, переоборудованном в клуб, проводились праздничные мероприятия.

Мой дед Кирилл Богданов перевёз свою семью из Новгородской области в Сибирь, спасаясь от бедствий гражданской войны, творящихся под боком революционного Петрограда. Имея большую семью, шестерых детей, он выстроил просторную избу, распахал огород, приучая своих детей к труду с малых лет. Впоследствии все они завели свои семьи, отделившись от родителей, выстроили жильё, хозяйственные постройки.

Мой отец, младший сын Кирилла, стал работать в леспромхозе сплавщиком. Он привёз из районного центра, села Нахрачи (ныне посёлок Кондинское), молодую жену, мою мать. Так образовалась в этой деревне новая семья, пополнив род Богдановых.

В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, трое братьев Богдановых ушли на фронт. После войны двое вернулись с ранениями. Мой отец Кирилл Кириллович погиб под Ленинградом в ноябре 1941-го. Он похоронен в братской могиле города Лодейное Поле. Всего в Кондинском районе не вернулось с войны 1382 человека, в их числе жители нашей деревни Куреневы, Ёлушкины, Мотышевы и некоторые другие.

В деревне оставались в годы войны лишь женщины и дети. Девушкам не за кого было выходить замуж. Зимой они трудились на лесозаготовках, рыбачили в бригадах, работали на рыбозаводе. В их числе была и моя мать. Колхозники сажали в поле картофель, косили сено для скота, подвозили его зимой на санях, летом – в лодках. Питались овощами с огородов, рыбой. Хлеб получали по продовольственным карточкам.
Учителя Т. Я. Першина и Г. С. Ващенко помогали готовить праздничные мероприятия. Участие в них принимали деревенская молодёжь и школьники. С внешним миром связь поддерживалась с помощью радистки Вали. За здоровьем жителей следила фельдшер Липа Конева, выпускница Ханты-Мансийского медицинского училища. Но тяжелобольных не было – болеть некогда.

При школе располагалась небольшая библиотека. Дети читали рассказы Аркадия Гайдара, Валентина Катаева, стихи Пушкина и Лермонтова, «Пионерскую правду». Из развлечений для ребят была лапта, купание в речке, восторг вызывал приход пассажирского парохода «Храбрый». Их иногда катали по реке на катерах, пароходе «Гашунин», которые доставляли в деревню почту, различные грузы. Зимой дети бегали на самодельных лыжах.

В 1960-е Ёлушкина перестала существовать, пополнив ряды неперспективных. Жители разъехались кто куда: в Половинку, Междуреченский, Урай… Но родная деревня навсегда осталась в памяти тех, кто родился и жил там.

Я же, окончив начальную школу, продолжил учёбу в леушинской средней, где директором был выпускник Ленинградского пединститута народов Севера Валентин Васильевич Тандалов. В дальнейшем я получил педагогическое образование в Тюменском пединституте и 38 лет работал преподавателем в Ялуторовском агротехнологическом колледже.

Расскажу немного о своих родных. Мой дядя Евгений Богданов, фронтовик, инвалид войны, работал председателем колхоза. Был депутатом сельского Совета в с. Сатыга. Его старший сын Владимир окончил лётное училище и даже успел повоевать в конце Великой Отечественной. Затем служил в аэропорту Кольцово в г. Свердловске. Младший сын Валентин Богданов выучился на юриста, работал в Тюменском областном суде.

Хорошими специалистами стали мои двоюродные сёстры Галина Носова, Алевтина Игнатович и Фаина Дейнекина. Первая работала учителем, вторая – технологом лесной промышленности, третья – техником-электриком. Все они трудились в родном Кондинском районе. А среди внуков есть врачи, учителя, воспитатели, военнослужащие, инженеры, один лётчик-вертолётчик.

И для всех нас дорог родной край, деревня Ёлушкина, с которой началась для многих из нас большая дорога в жизнь. Выросли достойные и уважаемые люди, сделавшие немало добрых дел. Поэтому о деревне следовало бы увековечить память хотя бы этой публикацией в районной газете.

Юрий БОГДАНОВ, г. Ялуторовск