20 лет конвенции ООН против коррупции

09.12.2023

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Инициатором учреждения дня выступила Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций. Цель – привлечение общественного внимания к проблеме коррупции во всём мире, предупреждение этого социального зла и борьба с ним.

В 2023 году в мире отмечают двадцатую годовщину принятия Конвенции ООН против коррупции – международно-правового документа, регулирующего вопросы противодействия коррупции. Конвенция принята 31 октября 2003 года в Нью-Йорке резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Российской Федерацией данная конвенция подписана 9 декабря 2003 года и ратифицирована в марте 2006 года.

Конвенция состоит из 8 глав, объединяющих 71 статью, и устанавливает целый ряд стандартов, мер и норм, которые могут применяться всеми странами в целях развития внутригосударственных законодательно-правовых основ противодействия коррупции.

Целями Конвенции ООН против коррупции являются:
– содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;
– поощрение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;
– поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

В ней содержится призыв к принятию необходимых законодательных и профилактических мер, в результате чего самые распространённые формы коррупции, как в государственном, так и в частном секторе, были бы отнесены к категории уголовных преступлений.

Прежде всего, Конвенция в главе III содержит перечень криминализируемых коррупционных деяний. Например, подкуп национальных публичных должностных лиц, злоупотребление служебным положением, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, незаконное обогащение, отмывание доходов от преступлений и так далее.
Мерам по предупреждению коррупции посвящена глава II Конвенции. Статья 5 устанавливает, что каждое государство-участник в соответствии с принципами своей правовой системы, разрабатывает и проводит политику противодействия коррупции, способствующую участию общества, стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции, периодически проводит оценку соответствующих правовых документов и административных мер с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Конвенция ООН против коррупции предписывает каждому государству-участнику обеспечить наличие органа или органов, осуществляющих предупреждение коррупции. Этот орган (органы) должен иметь необходимую самостоятельность с тем, чтобы он мог выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния. Ему следует обеспечить необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, а также такую подготовку персонала, которая может потребоваться для выполнения возложенных на него функций.

Кроме этого, государства-участники обязываются принимать законодательные и административные меры по установлению критериев к кандидатам и выборам на публичные должности, а также усилить прозрачность в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и, где это применимо, финансировании политических партий.

Статья 8 Конвенции содержит целый комплекс антикоррупционных мер, направленных на поощрение неподкупности, честности и ответственности публичных должностных лиц. Это и стандарты поведения для надлежащего выполнения публичных функций, и сообщение соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых стало известно при выполнении своих функций, и предоставление соответствующим органам декларации.

Помимо мер по предупреждению коррупции в публичном (государственном) секторе, Конвенция ООН против коррупции (статьи 9–14) определяет комплекс мер по ряду других направлений реализации антикоррупционной политики. Например, в такой коррупциогенной сфере, как публичные закупки и управление публичными финансами. Это и публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, и заблаговременное установление условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, правила проведения торгов, их опубликование, процедуры утверждения национального бюджета и так далее.

Каждое государство-участник должно принимать меры для усиления прозрачности своей деятельности. Например, принятие процедур и правил, позволяющих населению получать информацию об организации, функционировании и процессах принятия решений публичной администрации, о решениях и юридических актах, затрагивающих интересы населения, упрощение административных процедур для облегчения публичного доступа к компетентным органам, принимающим решения.

Решающую роль в борьбе с коррупцией Конвенция (статья 12) отводит судебным органам, и, с учётом независимости судебной власти, требует от государств-участников принимать без ущерба для независимости судебных органов меры по укреплению честности и неподкупности судей и работников судебных органов и недопущению любых возможностей для коррупции среди них. Такие меры могут включать правила, касающиеся действий судей и работников судебных органов. Аналогичные меры могут внедряться и применяться в органах прокуратуры в тех государствах-участниках, в которых они не входят в состав судебной власти, но пользуются такой же независимостью, как и судебные органы.

Статьи Конвенции ООН подразумевают осуществление противодействия коррупции не только со стороны государства, но и общества. Отдельная статья Конвенции (статья 13) посвящена участию общественных институтов (гражданское общество, неправительственные организации) в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в углублении понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз. Это, в частности, такие меры, как содействие вовлечению населения в процессы принятия решений, обеспечение для населения эффективного доступа к информации и ряд других.

Значительная часть положений Конвенции ООН против коррупции посвящена регламентации вопросов взаимной правовой помощи, выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления на территориях других государств, а также сотрудничества правоохранительных органов – обмена информацией и опытом, совместного проведения расследований.
Статьёй 46 установлено, что государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией.

Следует подчеркнуть, что Конвенция содержит принципиально новое положение, в соответствии с которым государства-участники обязаны возвращать похищенные денежные средства и иные ценности в ту страну, из которой они были похищены, если установлено, что эти деньги и ценности получены путём коррупционных действий.

Таким образом, Конвенция ООН против коррупции – это комплексный универсальный международный договор, препятствующий развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности современного общества, основа для более активного сотрудничества между государствами в целях предотвращения и выявления коррупции, а также возвращения полученных таким же образом средств.
Борьба с коррупцией является правом и обязанностью каждого, только благодаря участию каждого человека мы сможем побороть её.

В целях борьбы с коррупцией в администрации Кондинского района работает телефон доверия. По данному каналу связи вы можете сообщить о фактах вымогательства взятки и фактах коррупции со стороны должностных лиц органов местного самоуправления Кондинского района при реализации ими своих должностных полномочий. Предавайте гласности случаи коррупции!

Телефон доверия по противодействию коррупции администрации Кондинского района: 8 (34677) 33-167.

Управление кадровой политики администрации Кондинского района