Их работа – обманывать людей

08.12.2023

Число мошенничеств неизменно растёт, особенно процветают дистанционные виды.

Объясняется это довольно просто – хоть и предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации ответственность за подобные преступления, наказание за них наступает крайне редко. Опытные злоумышленники тщательно заметают следы. И, несмотря на имеющуюся практику расследования и профессионализм сотрудников полиции, раскрыть финансовые махинации, вернуть денежные средства и вычислить кибермошенников практически невозможно.

Развитие технологий не могло не поспособствовать активизации интернет-аферистов. Обманывать доверчивых граждан в Сети или по телефону гораздо проще, чем офлайн. Хакеры используют программы удалённого доступа и вредоносное программное обеспечение для получения персональной информации о человеке и данных его платёжной карты. Телефонные мошенники также не сидят без дела и придумывают новые схемы обмана, хотя небезуспешно пользуются и старыми.

Сегодня буквально на каждом углу рассказывают о том, что нужно быть более бдительными и менее доверчивыми. Время сейчас такое. Однако случаев, когда граждане становятся обманутыми, меньше не становится – чаще всего на крючок попадаются люди пожилого возраста. Но на самом деле жертвой телефонных и интернет-мошенников может стать любой. Преступники используют такие мотивы, как беспокойство за близких и знакомых, за свой счёт в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз и т. п.

В нашем районе – такая же картина. Только за два прошедших месяца зафиксировано 13 случаев дистанционного мошенничества, а сколько было попыток облапошить наших земляков, наверняка не счесть. За год общая сумма составила 1665635 рублей. Согласитесь, цифра внушительная.

По словам старшего оперуполномоченного полиции Галины Барталамей, количество попыток обманным путём заполучить деньги в нашем районе ежегодно растёт, и объясняется это в первую очередь большим разрывом поколений в сфере информационных технологий и отсутствием финансовой грамотности, причём не только представителей старшего поколения.

Нашим читателям мы также решили напомнить о популярных способах мошенничества, которые злоумышленники используют при обмане граждан. Рекомендуем штудировать их так, чтобы от зубов отскакивало, буквально, как стихи в школе. И помнить, что аферисты достаточно гибки в схемах обмана, чтобы с лёгкостью адаптировать легенду под вас лично. Будьте внимательны!

Итак, если вы заметили, что вам начали звонить чаще обычного, то в этом вы точно не одиноки. В феврале текущего года мошенники начали внедрять практику «пристрелочных» звонков. Потенциальной жертве в течение недели звонят разные люди с разных номеров, благодаря чему у особо «болтливых» получается добыть необходимую информацию: количество денег на счету, нужду в дополнительных средствах, обслуживающий банк, размер пенсии и так далее. Легенды всегда разные – от сотрудника управляющей компании дома до сотрудника кредитного учреждения.

Такие люди хорошо разбираются в психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую их жертва невольно выдаёт при общении с ними. В конце цепочки звонит мошенник со всей накопленной информацией. Согласитесь, обмануть человека, зная о нём что-то, гораздо легче. Чаще всего он представляется сотрудником Следственного комитета и говорит, что жертва стала фигурантом дела. Далее, используя данные с «пристрелочных» звонков, он получает деньги от человека на один из подставных счетов.

Запомните, что не стоит кому-то передавать финансовую информацию по телефону. Кроме того, не стоит рассказывать о себе и своём материальном положении незнакомым людям, подумайте десять раз, прежде чем перезванивать по незнакомым номерам.

Мошенники пытаются обмануть нас и через сервис, который сегодня мы используется повсеместно – Госуслуги. Представляются сотрудниками МФЦ и сообщают, что на ваше имя пришло электронное письмо. А чтобы оно пришло в личный кабинет на Госуслугах, нужно назвать код из sms-сообщения. Таким образом, пытаются получить доступ к персональным данным на портале. Зная код, можно сменить пароль, запросить кредитную историю, получить справку о доходах, информацию о транспортных средствах, а также оформить займ.

Нередки случаи обмана посредством «двойников» интернет-магазинов. Невероятно дешёвые товары и горячие предложения за полцены или же просто дешевле, чем на сайте официального производителя, должны насторожить. Нужно всегда проверять адресную строку в браузере. Она должна начинаться с «https» (безопасный протокол передачи данных). Это означает, что ресурс имеет защищённое (шифрованное) соединение, хотя и не гарантирует полной безопасности.

Ещё одна похожая схема обмана – это копии сервисов интернет-банкинга. Здесь злоумышленники создают сайты-клоны банков. Посредством электронного письма или sms-сообщения приглашают пользователей пройти авторизацию. Невнимательные граждане переходят на фальшивый сайт, регистрируются в личном кабинете, раскрывая логин и пароль для доступа к финансам. Мошенники при получении данных опустошают банковские счета.

Фишинговая атака по электронной почте. Рассылка писем с сообщением о выигранном призе или о блокировке счёта. Преступники, как правило, просят победителя перевести определённую сумму для получения крупного выигрыша или внести оплату для разблокировки карты.

Довольно частым способом в последнее время становится взлом аккаунтов и последующая рассылка сообщений друзьям с целью наживы. Предложения выгодного заработка, когда недобросовестные «работодатели» предлагают соискателю удалённую работу. Но предварительно требуют оплатить организационные нужды. Как только человек переводит деньги, выдуманная компания пропадает.

Избежать мошенничества проще, чем кажется. Не разговаривайте и не делитесь персональными данными с людьми, которые представляются службой безопасности банка либо сотрудниками правоохранительных органов.

Если вам позвонили и обвинили в преступлении, кладите трубку – это точно мошенники. Правоохранительные органы действуют по уголовно-процессуальному кодексу, и звонки подозреваемым в этот процесс не включены. Вас вначале задержат, далее суд изберёт меру пресечения, и только после этого ведутся следственные действия с вашим участием. Для собственного спокойствия позвоните в полицию по месту проживания, в дежурную часть: 8 (34677) 34-429. Также получить консультацию можно по телефону горячей линии: 8 (800) 222-74-47 или на сайте Министерства внутренних дел РФ.

– Несмотря на прилагаемые усилия и призывы правоохранительных органов и субъектов профилактики, граждане до сих пор продолжают попадаться на эти уловки. Как позже выясняется, некоторые из потерпевших знали об этих способах мошенничества, но всё равно почему-то поверили, – отметила старший оперуполномоченный полиции ОМВД России по Кондинскому району Галина Барталамей.

Один из последних случаев мошенничества в Кондинском районе, о котором нам рассказала Галина Андреевна, произошёл в конце ноября. Гражданка передала аферистам свои банковские данные, потеряв при этом сумму в размере 48 тысяч 900 рублей. Немного, скажете вы, однако это были все имеющиеся у неё средства. Через пару дней в отделение обратился ещё один гражданин. Он не стал жертвой, однако с его счёта была зафиксирована попытка несанкционированного списания на сумму 800 тысяч рублей. От такой крупной финансовой потери его спасла элементарная финансовая грамотность. Как пояснил сам несостоявшийся потерпевший, просто вовремя остановился – сбросил звонок, и сообщил в дежурную часть по месту жительства.

– Сохраняйте спокойствие, не бойтесь сказать твёрдое «нет» собеседнику в телефонном разговоре. Прервав разговор, спокойно проанализируйте сложившуюся ситуацию. Обсудите с близким человеком или коллегой, а лучше позвоните в банк по номеру, указанному с обратной стороны карты. В любой ситуации мы можете обратиться в полицию по номеру: 102 или в дежурную часть местного отдела МВД. Берегите своё имущество! – резюмировал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД России по Кондинскому району Рустам Фазылов.

Елена ВИСКУНОВА, фото автора