10.09.2023
Это цитата из книги Василия Филимонова «Три звезды». Василий Яковлевич принёс в редакцию «КВ» рукописи и много других документов, так что мы не могли пройти мимо и поговорили с ним – человеком удивительной судьбы. Беседа получилась долгой.
– Наша семья до 1947 года жила в Уральске, а работа у местных, да, впрочем, как и основная часть населения, находились в Верхнеуральске, – начал Василий Филимонов. – Отец мой был председателем, на неделю уходил в Верхнеуральск, а мы снова и снова оставались одни… в 1947 году срубили времянку в соседнем городе и переехали всей семьёй.
Между тем, в 1950 году появились новые карты, где было указано, что вся река Кума принадлежит Кондинскому району. Местные охотники стали сдавать на Конду пушнину. Как вспоминает Василий Яковлевич, там она была на 50% дороже. А в 1952-м отправили делегацию – заключить договор на переезд всем колхозом. Об этом узнали в Тобольском районе и в срочном порядке собрали более 300 лошадей, запряжённых в сани. Посадили на них районное начальство, милицию и насильственным методом сажали семьи на подводы… Для тех, кто не хотел ехать, милиция «рисовала» статью – за браконьерство, саботаж или ещё что.
– Естественно, вывезли всех, за исключением стариков, которые не могли работать. Дед наш, Иван Иванович с парализованной Анной Гавриловной остались, – вспоминает Василий Филимонов. – Так и привезли нас в Тобольский район, расселив в четыре деревни – Комарицу, Маслянку, Лукина и Бобровку.
Однако рабочих было мало, а потому условия труда были невыносимыми. Сами посудите – 500 граммов хлеба за трудодень, и то с нового урожая! Процветало воровство – крали всё, что плохо лежит. Поэтому созрел план побега. «Наши кондинцы решили оттуда бежать, бежать на Конду… Мужики по одному, по двое уезжали. Мы приехали в Сотник последним пароходом в середине октября 1952-го, отец уже был там», – пишет Василий Яковлевич в своих мемуарах.
В Сотнике наш герой окончил начальную школу, а завершил обучение в школе уже в Ямках. В 1960-м году ушёл в армию. Служил на границе с Афганистаном, за время службы получил множество поощрений от военного руководства за задержание контрабандистов.
После армии вернулся в ставший родным Сотник. В деревне ему предложили работу киномехаником. Через несколько лет перевёлся в Три Конды – также по специальности.
– Чуть позже меня назначили мастером шпалоцеха в леспромхоз. Старожилы помнят, что тракторов в то время не было, прокладывалась железная дорога, откуда в последующем возили лес по всему СССР. И весь материал подвозился на конях, – рассказал Василий Яковлевич. – Соответственно, план редко когда выполнялся. Заставляли работать в выходной.
Чтобы хоть как-нибудь «выровнять» показатели, Василий Филимонович сделал транспортёр, добавил разряд станочнику и поставил одного рабочего на выгрузку дров. И работа сдвинулась с мёртвой точки. Стали пилить при плане в 20 тысяч кубометров 80 тысяч за полгода. Сам же наш герой напилил 30 тысяч кубометров сырья и 120 тысяч шпал, за что получил знак «Победитель социалистического соревнования».
– Пять лет отработал, потом меня перевели старшим мастером на «вода-вагон». Квартиру дали только после Нового года. Так я и обосновался в Междуреченском, – отметил Василий Филимонов.
Наш герой стал свидетелем того, как развивался Междуреченский. От землянок, стройным рядком расположенных вдоль берега реки, до современного и благоустроенного посёлка, достойного звания районного центра.
– В 1960-м, когда я ушёл на службу, в Междуреченский стали приезжать горьковчане. Так и образовалась улица Горького. Построили школу, позже подвели железную дорогу. А когда сюда зашли нефтяники, строительство пошло полным ходом, – вспоминает Василий Яковлевич.
Ещё много должностей и предприятий поменял Василий Филимонов за весь свой трудовой путь. Работал и начальником отдела сбыта в Кондинском леспромхозе, и много кем ещё. В начале 90-х, когда производство по всей стране начало рушиться, ушёл на «вольные хлеба». Больше 25 лет занимался предпринимательством, но в 2019-м решил закрыть бизнес.
– Магазин стройматериалов у меня был. А когда ковид пришёл, люди стали меньше строить, соответственно, продажи начали падать. Но я ни о чём не жалею. Жизнь у меня была трудной, но сейчас всё хорошо. Чего и вам желаю, – так завершил беседу Василий Филимонов.
Игорь КАРПОВ, фото автора