Светлана Терещенко: «Надо, чтобы учитель сам желал постоянно учиться»

01.09.2023

Со Светланой Терещенко мы знакомы с детства. Росли и взрослели вместе, а потом жизнь развела по разным посёлкам родной Конды. Светлана работала учителем средней школы в Междуреченском, её педагогический стаж – 30 лет. Накануне Дня знаний мы пообщались с ней, вспомнили наше босоногое детство и трудовые будни педагога, поговорили на тему профессии и системы образования в целом. И вот такое интервью в результате получилось. Думаю, его с интересом прочитают и бывшие ученики, и коллеги моей собеседницы, и начинающие педагоги.

– Все мы родом из детства. Скажи, что осталось в памяти?

– Моё осознание началось в посёлке Совлинский, где я жила у бабушки и тёти, которая была бригадиром полеводческой бригады в колхозе «Третья пятилетка». Помню большую белёную русскую печь-барыню посреди избы, рядом железную – её топили в морозы и утром, чтобы дом быстрее нагрелся. Сейчас дети любят чипсы, а мы подсушивали на этой печурке тоненькие картофельные пластики и с удовольствием хрустели.

Я рано научилась читать: стены в избе были оклеены газетами военных лет, я разглядывала фотографии бойцов, рисунки-карикатуры на фашистов. И вот, мальчишку из семьи хороших знакомых отдали в школу, а он никак не мог запомнить буквы, ревел. Отец заставлял его учить, а я уже ко времени его прихода из школы была у них, с нетерпением ждала этого горе-ученика, чтобы узнать новую букву и ему подсказывать. Меня выгоняли, но я снова появлялась «помогать». Пока он делал другие уроки, я брала букварь и читала дальше, если незнакомая буква попадалась, я тихонько перерисовывала её на клочок бумаги и вечером у тёти спрашивала. Скоро я стала читать заметки в газетах и рассказывала вечером родным. Они удивлялись, но я показывала на газеты.

Я осваивала не только чтение, но и письмо, а по учебнику арифметики – решение примеров. В 1 классе я училась в деревне Устье-Аха, школа была там, где сейчас в Междуреченском спуск к Конде по улице Набережной. Поскольку я читала всё, что ни попадалось, а память была хорошей, скоро я знала наизусть все стихи из «Родной речи» для начальной школы, поэтому меня водили на уроки в 3 и 4 классы для демонстрации, как надо читать.

– Каким было твоё детство?

– Для детворы в деревне всегда найдётся работа. Мы пасли коров на лугах, еда с собой на весь день: бутылка молока, два ломтя хлеба, посыпанных сахаром. А мы же не сидели, бегали за коровами, чтобы не ушли в лес, игры придумывали, к обеду всё уже съедали, конечно. Потом ходили по очереди на соседнее болото, где гнездились гуси и утки, воровали из гнёзд яйца, чтобы испечь на костре. Старались брать аккуратно, чтобы не потревожить кладку, в противном случае птица может бросить гнездо. Когда коровы отдыхали, мы садились в кружок, я читала очередную книгу.

– Почему пошла учиться в педучилище?

– Во 2 классе нас приняли в пионеры. Это была юмасинская школа, а жили мы в Бондарке, где был рыбоучасток, мама там работала приёмщиком. Меня сразу выбрали председателем отряда, и была я им вплоть до приёма в комсомол, хотя и училась уже в другой школе. В отряде три звена, свои планы, своя работа: шефство над младшими, помощь старикам-ветеранам в деревне, контроль за успеваемостью в отряде и звене. Другого выбора, кроме педучилища, не было.

В Ханты-Мансийском училище у нас были прекрасные педагоги, которые под руководством директора Георгия Величко готовили нас к предстоящей работе: мы учились, занимались спортом, туризмом, играли на музыкальных инструментах, на пластинках слушали оперы великих композиторов, ходили в драмкружок при окружном Доме культуры, посещали памятные места Ленинграда, смотрели балет и слушали оперы в театре имени С. М. Кирова, ныне всеми любимая «Мариинка».

А какие были замечательные методисты! Низкий им поклон. Мы приходили в школы, готовые к работе.

– Ты ещё и в комитете комсомола в Кондинском ЛПК работала…

– О, это отдельная песня! Я окончила Высшую Зональную Комсомольскую школу в Омске, работала секретарём комитета комсомола в СПТУ-24, где готовили электриков и овощеводов для сельского хозяйства области. По приезде домой меня сразу пригласили на комсомольскую работу в Междуреченский. Мы организовывали комсомольско-молодёжные бригады, звенья, экипажи для ударной работы в ЛПК на заготовке, вывозке и разделке древесины. И в том, что ЛПК был награждён орденом Трудового Красного Знамени, есть и наша заслуга!

И всё-таки главным делом я считаю наше шефство над учащимися вечерней школы. Мы устраивали этих трудных подростков на работу, контролировали посещение школы, учителя всегда шли нам навстречу. После окончания они продолжали обучение в профтехучилищах, техникумах и приезжали уже специалистами. Это ли не радость!

– Ты любила учеников? Какого возраста – больше?

– Без любви я бы в школе ни дня не работала, у меня все работы идут через интерес, через радость. А дети ведь разные… Вот пятиклассники, из начальной школы приходят такие «желторотики» – я их проверяла, гладя по голове. Если ребёнок понимает ласку и принимает, с ним проще найти контакт. Но бывает и так, что ученик испуганно отскакивает в сторону, закрывается руками: значит, его дома наказывают, бьют по голове. Такие дети требуют очень большого внимания учителя, его поддержки. Со старшеклассниками, конечно, можно и нужно говорить о взрослой жизни, о проблемах общества. Причем наша классическая литература всегда во главу угла ставит вопросы нравственности, православия, об этом идёт разговор на уроках.

– Сейчас многие родители выступают против домашних заданий, правильно это или нет?

– Надо включать интерес… В начале года я подсчитала, сколько уроков русского языка, например, должно быть в первой четверти, ребёнок получает карточку с яблоней, а на каждом яблоке – номер упражнения. Говорю, что не буду задавать домашние задания, они все на яблочках, но сделать их нужно, когда у вас будет время и желание, тетради с этими работами сдавать один раз в неделю. Правило такое: работать по заданию, если вопросы по новому материалу – спрашивать, всегда объясню. Дети с удовольствием включаются в эту игру, потом спрашивают друг друга, кто сколько сделал. Причём новый материал изучали самостоятельно! И когда приходило время знакомства с ним на уроке, дети по схеме сами рассказывали и гордились, что такие самостоятельные. Без домашней работы хромает грамотность, нужна тренировка навыков.

– А применяла ли какие-то методические новинки в работе?

– Без них скучно! Мне нравилось работать со схемами Шаталова по технологии интенсивного обучения на уроках русского языка и литературы. Учащиеся легко усваивали новый материал, была задействована зрительная память, развивались слуховые и речевые навыки. У каждого был справочник тем со схемами и примерами, это помогало в подготовке к экзаменам. Многие сохранили их и предлагают теперь уже своим детям. При использовании схем на уроках литературы легче выявлять причинно-следственные связи произведения, поступков героев.

– Какие виды работ тебе больше всего по душе?

– Мои дети всегда, начиная с пятого класса, имели много письменных работ по литературе: сначала это ответы на вопросы, затем рассуждения на темы нравственности, в старших классах – анализ текстов. В одном из классов был у меня мальчик, пишущий стихи. С его разрешения некоторые я отобрала и дала детям проанализировать. Мне очень понравился их разбор: они смогли увидеть душу автора, понять его своеобразное восприятие окружающего мира, попробовали объяснить мотивы поступков героя. После с автором мы просмотрели работы, он был удивлён и благодарен одноклассникам, которые так внимательно и с пониманием отнеслись к его творчеству.

– Некоторые учителя не хотят быть классными руководителями. Не было мысли не брать класс?

– Классное руководство – это особая статья расходов твоих сил, нервов, умений и навыков, любви… Трудностей в нашей работе хватает, но ты видишь, как взрослеют дети, как они начинают тебя слышать и слушать, понимать и сочувствовать, а потом идут каждый своей дорогой, и, кто знает, может, не зря в этой жизни была их встреча с тобой? И тебя с ними.

Я благодарна Богу, судьбе, что у меня были хорошие дети, понимающие родители, доброжелательные коллеги, благожелательная администрация. Например, мой спортивный класс со специализацией дзюдо был отобран по желанию родителей со всей параллели начальной школы. Надо было создать коллектив единомышленников, способных помочь друг другу, выручить, поддержать в трудную минуту. Они все были большими тружениками. Моя задача – помочь им. Словарные слова, стихи и правила учили в короткие минуты отдыха на тренировках. Некоторые из ребят связали свою жизнь со спортом, работают тренерами, и уже их ученики стоят на пьедесталах почёта.

– Какой совет могла бы дать молодым учителям?

– Надо, чтобы учитель сам был интересным человеком, увлекающимся, желающим постоянно учиться и вести за собой детей! А ещё – быть счастливым. И любить дело, которым занимаешься.

Беседовала Джульетта МОРОЗОВА, п. Ягодный