Буллинг в школе: что делать родителям и жертве

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое.

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе», норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Какие существуют виды буллинга?

– физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

– вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

– социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

– экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

– кибербуллинг (от англ. – cyberbullying), или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие, как буллицид – суицид, совершённый из-за травли в интернете.

В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или «ником» можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Причины и мотивы буллинга

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  1. Педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё.
  2. Психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы).
  3. Социальные: пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  4. Семейные: недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

– зависть;

– месть, когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания;

– самоутверждение в коллективе;

– стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

– желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Как определить, что ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

– ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;

– возвращается из школы подавленный;

– часто плачет без очевидной причины;

– ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;

– нарушение сна и аппетита;

– синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любым. Чаще всего жертвами становятся дети:

– с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);

– неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;

– с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);

– с низким интеллектом и проблемами в учёбе;

– «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других, стремящийся быть в центре внимания любой ценой; агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию; чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий. Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву), либо занимает пассивную позицию, никак не вмешиваясь в конфликт. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины! Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.

Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.

Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же, это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями, и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Подозреваете, что ребёнок скрывает факт буллинга или что-то недоговаривает? Придите на помощь, узнав детали и получив доказательства травли. Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение.

Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам, поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации, обращайтесь к специалистам.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав