Керамика. Пространство. Время

Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы. По сей день керамические изделия – самые распространённые находки археологов. Многие глиняные изделия дошли до нас в первозданном виде. Это, прежде всего, разнообразные горшки и сосуды. Немалый интерес представляют и сохранившиеся на поверхности лепных сосудов всевозможные отпечатки пальцев, формовочные инструменты, ткани, плетёнки, штампы, печати, растительные и животные волокна. Изучая их, можно проследить развитие орнамента от простейших узоров, выдавленных штампом и остриём, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей.

Постепенно из памяти людей уходит информация о материалах и способах украшения керамики, которые использовались нашими предками, и благодаря которым мы узнаём историю развития гончарного ремесла.

Керамика – специальный вид искусства. Лепка из глины была одним из первых ремёсел, освоенных человечеством, и, несмотря на то, что многие сосуды принимали участие в священных церемониях, абсолютное большинство горшков, кувшинов, стаканов и прочих сосудов были утилитарными предметами. Их ценность заключалась в том, что они помогали готовить еду и запасать воду, из них можно есть и пить и т. д.

Словосочетания «Керамика и пространство» и «Керамика и время» – отнюдь не случайны, поскольку сам термин «керамика», как вид изобразительного искусства, настолько многообразен, что создаёт целый мир разнообразных стилей, техник и направлений. Керамика, как вид искусства, охватывает также и огромное временное пространство. Трудно датировать, когда именно люди начали создавать керамику. Но уже на заре человечества древние гончары вкладывали в эти предметы душу и творили художественные произведения.

Всё изменилось с расцветом археологии во второй половине XIX века, когда керамика оказалась важнейшим свидетельством материальной культуры человечества: её стали изучать и коллекционировать. С того же времени различные художественные течения, в том числе и в России, увлеклись декоративными произведениями и открыли для себя лепку и гончарное мастерство. Выяснилось, что многие художники, чьи картины и скульптуры были признаны шедеврами при их жизни, также хороши в работе с майоликой, фаянсом, глазурью и фарфором. Михаил Врубель, Константин Сомов, Александр Головин, Фернан Леже, Жоан Миро, Пабло Пикассо делали вещи, которые хранят музеи по всему миру. Керамика поменяла статус, перестав быть исключительно ремеслом, и стала искусством, родственным скульптуре и даже архитектуре – когда её используют для украшения парков или в качестве декоративных элементов интерьера.

Благодаря своей простоте и доступности приёмы декорированной отделки керамики, зародившиеся многие тысячелетия назад, благополучно дожили до наших дней и повсеместно используются современными мастерами.

17 июня в Районном краеведческом музее имени Нины Степановны Цехновой состоялось открытие выставки «Керамика. Пространство. Время». Работы мастериц декоративно-прикладного искусства преподавателей детской школы искусств г. Урая Ирины Полихач, Светланы Лебедевой, Натальи Фёдоровой и художницы «Школы-мастерской народных промыслов» Екатерины Шулятьевой – фигуры животных, птиц, сосуды, идолы и другое, выполненные из глины ручной лепкой, плетёные циновки, интерьерные панно и художественные работы – были выставлены впервые и вызвали неподдельный интерес со стороны гостей.

А для маленьких посетителей сотрудники музея провели мастер-класс по любительской линогравюре «Хранители земли Кондинской».

 

Владимир БОБРОВ, методист МУК «Районный краеведческий музей им. Н. С. Цехновой»

24.06.2022 г