Он знает цену жизни

Участник афганской войны Фёдор Таблицкий считает, что армия – это не долг Родине, это долг перед самим собой

Разговор с человеком, который принимал непосредственное участие в военных действиях, оставляет в душе огромный след. Самый трогательный и поистине интригующий момент – воспоминания о боевых товарищах, что погибали прямо на глазах.

В преддверии празднования Дня защитника Отечества нам удалось пообщаться с участником афганской войны Фёдором Таблицким, который на сегодняшний день проживает в Междуреченском. Когда пришла повестка в армию, нашему герою было 18 лет. Призывался он из Одесской области, здесь жила его семья. Уже на первых этапах распределения Фёдор догадался, что попадёт в Афганистан. Первые полгода обучения азам воинского дела молодой солдат проходил в городе Ашхабаде по специализации «Наводчик-оператор БМП-2». Когда перекинули непосредственно в зону боевых действий, он освоил навыки гранатомётчика.

Поскольку полк был воюющим, на месте солдаты ни сидели: постоянная охрана колонн военных машин, дорог, чтобы безопасно могли передвигаться не только солдаты, но мирные жители. На момент службы Фёдора война в этих землях шла уже более пяти лет, и все схемы передвижения военных были более-менее налажены. Отслеживание караванов, полная проверка на наличие оружия и наркотиков – всё эти действия были сопряжены с опасностью, вероятность попасть под обстрел сохранялась всегда.

Боевики бомбили безжалостно, согласно всеобщей установке «ни один русский солдат не должен вернуться домой». Это доказывал каждый день службы. Многие самолёты и вертолёты сбивали прямо на границе. Кто-то так и не смог попасть в Афганистан, а кто-то наоборот – домой. Как вспоминает наш герой, когда его только переправляли через границу, борт с солдатами, вылетевший перед его рейсом, был сбит врагом, все погибли.

Воинская часть, где служил Фёдор, носила название «Шинданд». Здесь базировалась не только пехота, но и артиллеристы, связисты и другие войска. «На службе, хоть и была дедовщина, но терпимая. Мы, молодёжь, понимали, что нужно слушать старших, ведь они гоняли нас не по собственной прихоти, а для того, чтобы мы могли выжить в бою. Обид не было, ведь сегодня этот человек, пусть и в жёсткой форме, учит меня азам выживания, а завтра он будет прикрывать мне спину в перестрелке», – откровенничает бывший военнослужащий.

На походы и вылеты заставляли брать как можно больше боеприпасов, даже в ущерб еде. Ведь без неё можно было обойтись, а без оружия никак. Рюкзак одного бойца достигал веса в 68 килограмм: 3 боекомплекта, сухой паёк, 2 фляги с водой – одна в рюкзаке, вторая на себе.

Фёдору пришлось побывать на ирано-пакистанской границе. Приходили сообщения о караванах, которые, вероятно, могли перевозить оружие и наркотики боевикам. Если фиксировался факт наличия, то нарушителей передавали местным солдатам.

В остальном же наш земляк выполнял те задачи, которым его обучали в учебной части. В качестве наводчика-оператора боевой машины пехоты он справлялся с любой целью. Более того, он – один из немногих, кто владел навыками налаживания заклинившей пушки. Как гранатомётчик, Фёдор умел устанавливать мины, которые взрываются в шахматном порядке, но это было возможно лишь при работе команды из трёх человек. В целом, приходилось передвигаться в зоне боевых действий не только на машине или вертолёте, но также пришлось побегать и по горам. Иногда оставались там по несколько дней. Самой сложной в таких моментах была акклиматизация, ведь внизу жара за 40 градусов, а в горах снег. Близлежащий город Герат был испещрён катакомбами. Боевики знали местность и все тайные ходы лучше наших солдат. Это и представляло угрозу.

Самый страшный бой, оставшийся в памяти ветерана афганской войны, произошёл во время смены полка. Когда он и товарищи заступали на посты охраны и боевые точки, и тем самым прикрывали отход своих предшественников. Противник взрывал целые колонны машин. Люди гибли экипажами. На это было жутко смотреть, но приходилось брать себя в руки и отбиваться. Старались не бросать ни мёртвых, ни раненых, порой гибли и по этой причине.

Ещё одна схватка произошла уже незадолго до демобилизации Фёдора. По каким-то причинам им на смену заступали на боевые посты совсем молодые солдаты, так сказать, вновь прибывшие. На них было совершено нападение и многие, ввиду неопытности, погибли. Хоть Фёдор и не сказал этого вслух во время нашего разговора, в его глазах отразилось чувство вины и сожаления. Он поспешил тогда на помощь, но к моменту, когда прибыли на место, уже произошли большие потери.

Сегодня, по мнению Фёдора Таблицкого, которого по праву можно назвать истинным защитником Отечества, служить в армии нужно дольше. Боевая техника совершенствуется, а значит, и изучать её нужно усерднее. Поэтому, на его взгляд, молодые парни должны проходить срочную службу не менее трёх лет, а не год. И главное, им нужно объяснить что армия – это не долг Родине, это долг перед самим собой. «Если ты действительно считаешь себя достойным называться мужчиной, то нужно бросить вызов самому себе. И проверить, на что ты способен. Не надо бояться армии. Если ты её прошёл, то будешь уверенно идти по жизни и в дальнейшем», – такими напутственными словами завершил нашу беседу настоящий герой и защитник нашей Родины.

 

Мария АЛАГУЛОВА, фото автора