Язык – мой друг

Человек не рождается со сложившейся речью. Сначала он учится произносить звуки, потом – отдельные слова, далее – строит предложения и последовательно излагает свою мысль. Однако процесс этот не у каждого отлажен и проходит не всегда гладко. Иногда приходится обращаться к специалисту.

14 ноября свой профессиональный праздник отметили представители одной из самых значимых и востребованных на сегодняшний день профессий – логопеды. Ошибочно считать, что помощь этих специалистов необходима только детям раннего возраста, когда требуется скорректировать звукопроизношение. На самом деле, логопед имеет дело со всеми нарушениями речи, её недоразвитием или отсутствием, различными сбоями. При этом человек должен быть одновременно педагогом, психологом, языковедом, и даже, отчасти врачом, который разбирается в физиологии органов речи и дыхания.

Тамара Ломжина работает в Леушинской школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителем начальных классов и логопедом с 2017 года. Можно сказать, что мечта этой женщины осуществилась, но для этого пришлось приложить максимум усилий – пройти обучение сначала в Технолого-педагогическом колледже города Ханты-Мансийска, а потом – в Омском педагогическом институте. Но обо всём по порядку.

Родилась наша героиня в Кондинском, потом семья переехала в Леуши. Здесь девушка окончила девять классов общеобразовательной школы и решила посвятить свою жизнь детям с ограниченными возможностями здоровья. В 2009 году стала студенткой окружного колледжа, поступив на факультет социальной педагогики. В 2012 году с красным дипломом его окончила, и приехала домой. Вышла замуж, родила доченьку Олю, и, недолго думая, поступила в институт, выбрав для обучения специальность «Дефектолог» – опять же, чтобы пойти работать в коррекционную школу, к непростым детям, чтобы помочь им поверить в себя, найти своё место в жизни, получить профессию. И владение речью имеет во всём этом не последнее место, скорее – одно из первых. Как считает Тамара, сегодня логопед нужен и здоровым людям, даже для общего развития, не говоря уже об учащихся этой школы. Здесь необходим особый подход, любовь и уважение, достаточно мягкие игровые приёмы. Как показывает педагогическая практика, таких детей год от года меньше не становится. Поэтому, как считает Тамара Ломжина, логопедию нужно вводить в систему образования ещё с начальных групп детского сада.

Сегодня у нашего педагога семь учеников-четвероклассников, она – их классная мама и логопед. Класс этот – первого варианта, где детки говорящие, и у них не сильно выражены отклонения в развитии. Но есть и другие, с полным отсутствием речи. В таких случаях, со слов Тамары Ивановны, работа строится на приёме «вызова» речи через жесты, мимику, чтобы дети, тем самым, могли выразить личную просьбу, протест или другие желания, могли ориентироваться в социуме. Собственно, именно для этой главной цели работает весь коллектив школы.

В этом учреждении сложился такой тандем взаимопомощи и обмена опытом. Например, наша героиня очень благодарна старшему товарищу, коллеге по профессии Ирине Ковалдиной, которая много лет работает в этом учреждении, за поддержку и помощь. В коллективе на постоянной основе проводятся обучающие семинары и практики. Кроме того, школа тесно сотрудничает с коллегами из Урая. Потому что обучение – это постоянный процесс развития и движения вперёд.

Людмила МАМОНТОВА, фото автора