30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Очень важно помнить и опасно забывать то, что ушедший XX век был для нашего Отечества не только столетием великих побед, но и эпохой страшных трагедий. Две революции 1917 года, последовавшая за ними Гражданская война 1918–1922 годов и политические репрессии 1920–1950 годов принесли немало страданий нашему народу. И, хотя мы живём сегодня совсем в другом обществе, нам, гражданам современной России, необходимо знать и помнить страницы истории, кровью и смертью написанные жертвами тех событий.
Нельзя забывать, что в период репрессий в стране сотни тысяч человек были расстреляны, два с половиной миллиона человек без суда и следствия выселены в 1939–1944 годах. Сколько невинных погибло в лагерях! 27 марта 1953 года указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена первая амнистия. По ней лагеря покинули около шести тысяч беременных женщин, пять тысяч несовершеннолетних, более сорока тысяч мужчин старше 55 лет и столько же заключённых, страдающих тяжёлыми недугами.
Обь-Иртышский Север в 1930 году стал местом ссылки огромного количества раскулаченных. В период с 1937 по 1938 годы в округе было арестовано по ложным обвинениям свыше 900 человек. По данным ОГПУ, в апреле 1932 года в Остяко-Вогульском национальном округе насчитывалось более шести тысяч семей спецпереселенцев. Они были расселены в 56 вновь образованных посёлков округа, в том числе и в Кондинском районе. У нас появились Лиственичный, Мало-Новый, Ягодный, Сумпанинский, Совлинский, Дальний. Эти люди жили крайне тяжело в необжитых местах. Они были лишены всех прав. В строго секретной докладной записке, по результатам обследования жизни спецпереселенцев в Кондинском районе, которую провела комиссия ОГПУ по Уралу, было сказано: «Всю тяжесть этого положения усугубляло варварское отношение к людям со стороны административного персонала хозорганов». Это буквально означало, что имели место случаи издевательства и изнасилования женщин, запрещалось собирать в лесу дикоросы, чтобы сделать жизнь переселенцев невыносимой.
В Леушах живёт семья Готман. История её глубокими корнями уходит в тяжёлое прошлое, они относятся к категории спецпереселенцев. Павел Рихардович, родился и вырос на этой земле, но хорошо помнит скудные рассказы своих родителей о жизни их и бабушки с дедушкой в те страшные годы гонений и репрессий.
Хранятся дома в альбомах старые, обветшалые от времени, дорогие сердцу фотографии близких людей. Вот дедушка – Эдуард Иванович Готман и его жена София Людвиговна – потомственные крымские немцы. Они были высланы из Крыма в 1930 году. Со слов Павла Рихардовича, семья считалась зажиточной, много земли было. Дом и все надворные постройки добротные, из кирпича. Держали скот, выращивали зерно. Дружные, работящие люди, за что, собственно, и попали в жернова раскулачивания. Всё тогда забрали, погрузили в товарные вагоны-теплушки.
Сначала Готман попадают на Северный Урал, район реки Сосьвы, потом ещё дальше – на Конду, в третье специальное поселение. Вдоль берега озера Туман тогда, один за другим, выросло шесть таких посёлков спецпереселенцев. Трудолюбие этих людей со временем принесло свои плоды, каждый колхозник за трудодни получал хлеб и овощи, скотину держали, огороды разрабатывали. И все дружно жили, хоть и разных национальностей. Всех объединяла общая беда – обездоленность, бесправие, отсутствие каких-либо документов. Но труд спасал.
В 1937 году Эдуард Гоман был арестован, как враг народа, и расстрелян в Тюмени. Его сыновья – Эдмунд и Рихард – этапом были отправлены в Магадан. Первый сын остался там навсегда в земле, а второй вернулся через 15 лет. Первая жена у Рихарда ушла из жизни по причине болезни, он женился во второй раз. Четверых детей воспитала чета Готман, несмотря на лихие годы, живя в Дальнем, Ягодном, Лиственичном и Леушах. Детство, со слов нашего героя, у них счастливо прошло, потому как родители хорошие и добрые, заботливые были, сберегли детей. А ещё научили радоваться хорошо выполненной работе, быть с малых лет ответственными и дисциплинированными. Но прошлое у них было вычеркнуто из жизни.
Павел Готман рассказал, как отец вспоминал тот лагерь в Магадане. Вот один случай. Однажды в лагере отключили свет, они с другом решили бежать, потому что уже на следующий день подходила очередь расстрела. Расстреливали каждые сутки по списку. Побег удался. Местным жителям – якутам тогда за каждого бежавшего и пойманного заключённого спирт давали, так что они очень старались. По лесам отец с товарищем две недели прятались. Но на одних ягодах долго не протянешь. Решили вернуться, а там сказали, что очередь уже прошла. Вот так, чудом отец остался жив.
Сегодня Павел Рихардович вместе с женой бережно и трепетно хранят память рода. Порядка двух столетий живут Готман в России. Прадед приехал из Германии в 1850 году. Наша страна давно стала Отчизной, а Конда – малой родиной. В этом доме на улице Красной в Леушах выросли трое детей, стали хорошими, порядочными людьми. Теперь уже пятеро внуков несут в себе кровь рода, в которой много чего замешано, прежде всего – труд и любовь, забота и вера, помощь и радость. Это, собственно, и предки завещали.
Людмила МАМОНТОВА, фото автора